Место проклятое: почему уходит шведский президент «Автоваза»
Помню, был старый советский анекдот о том, как Mercedes купил завод «Автоваз». Они перенастроили производство, запустили конвейер — но на выходе «Жигули»! Разбирал оборудование, привозил новое из Германии, устанавливал, настраивал, запускал. Опять «Жигули»! Отказались от всего заводского персонала, привезли рабочих из Германии, наладили, проверили, уволили: на выходе все те же «Жигули»! Возле завода на холме сидят главный инженер и директор завода (оба с приставкой Экс), смотрят на все это, и главный инженер говорит директору:
— И я сказал вам: это место проклято! И вот оно: «Руки кривые, руки кривые!».
На прошлой неделе для президента шведского «Автоваза» Бу Андерссона шутка осталась в прошлом. Стало известно, что он написал заявление об отставке и покинет Россию. Это будет самое крупное увольнение иностранного топ-менеджера в России с 2008 года, когда глава ТНК Роберт Дадли, не продливший рабочую визу, был фактически выслан из России в разгар громкого скандала.
Неделей ранее в комментариях Wall Street Journal глава «Ростеха» (владелец блокирующего пакета акций «АвтоВАЗа») Сергей Чемезов обрушился на Андерссона не только из-за убытков концерна (74 млрд рублей по итогам 2015 года), которые объяснялись предпочтениями иностранных поставщиков в ущерб российским, но и тысяч рабочих мест, что привело к протестам в конце прошлого года. «Напряженность [в Тольятти] возросла», — сказал Чемезов газете. «Я несколько раз говорил ему, что мы должны быть осторожны, но он не понимал». Другими словами, Андерссон проявил недостаточный патриотизм в плане импортозамещения и лояльность в понимании местных реалий.
Однако, как обычно в России, когда они толкают патриотизм, речь, скорее всего, идет о чем-то другом. Вчерашний репортаж с завода в газете The Financial Times внес некоторую ясность в ситуацию, заявив, что причиной увольнения Бу Андерссона стали его трудные попытки справиться с коррумпированной и неэффективной цепочкой поставок: «С советских времен все, все, все — от продажи запчастей на завод до продажи автомобилей — было большим пирогом, контролируемым группой людей, с которыми лучше было не связываться. «Проблема АвтоВАЗа — это не столько наследие социализма, сколько откровенно криминальные структуры», — цитирует газета анонимного иностранного менеджера неназванной автомобильной компании.
Поставки были нагружены российскими компаниями, которые выставляли огромные счета, но не производили никаких товаров. Во многом благодаря тому, что Линден сократил число таких поставщиков, Бу Андерссон смог реформировать компанию Gas на пять лет раньше, доведя ее за первый год с убытков в 120 миллионов долларов до прибыли в 1 миллиард долларов.
Андерссон начал проводить такую же политику с отечественными поставщиками АвтоВАЗа.
Бывший советник министра экономического развития Андрея Белосова, Ян Ханов в интервью FT напомнил, что в 2014 году Андерссон (десятник, который сам является сотрудником) был вынужден идти по Тольятти в сопровождении вооруженной охраны: «Он должен был встретиться с чиновниками, которые угрожали ему, если не будут использованы определенные запчасти. Бизнес там передается по наследству и контролируется семьями, и никто не хочет его потерять. «
Некоторые поставщики начали намеренно задерживать поставки, неоднократно вызывая остановку конвейера. Бу Андерссон принял этот вызов и расторг контракты с теми, кто не смог поставить свою продукцию в срок и по более низкой цене. А когда «Ростех» попытался пролоббировать покупку «Автовазом» одного из поставщиков, ОАО «Объединенные автомобильные технологии», Андерссон выступил против этой сделки, чем нажил себе врага в лице Сергея Чемезова. Другой местный поставщик, подразделение «Автоваза», сейчас находится в процессе банкротства.
В результате этих мер число официально зарегистрированных безработных в Тольятти выросло с 2 700 до почти 10 000, хотя коммунисты — организаторы недавних митингов против политики озабоченности, говорят о 20 000. Давление со стороны местной администрации, поставщиков И торговых агентов дошло до руководства Ростеха, что привело к преждевременной отставке шведского менеджера. По данным «Ведомостей», акционеры изменят структуру «Автоваза». Летом председателем совета директоров компании может быть избран кандидат от «Ростеха», который будет взаимодействовать с властями и контролировать социальные вопросы — то есть заниматься вещами, более привычными для руководителя российского бизнеса, а не чисто рыночными проблемами, как, например, Бу Андерссон.
Ах, простые и сытые шведы, дети суровых северных лесов и протестантских пасторов! Столкнувшись с изменчивой российской реальностью, они пытаются ее изменить — и кто-то уходит, как Андерссон, а кто-то разваливается, как его соотечественник Пенн Кауфман, директор IKEA по странам Центральной и Восточной Европы, уволенный в 2010 году по подозрению во взяточничестве: говорят, что основатель Ikea Ингвар Кампрад накричал, разоблачив своего ближайшего соратника. Об этих конфликтах бывший директор ИКЕА в России Леннарт Дальгрен, книга «Как я завоевал Россию» и «Я есть я». И им просто необходимо было выучить теорему Пелевина из романа «Generation П» (это основной экономический закон постсоциалистической формации), которая гласит: «При спецификации прав собственности в соответствии с понятиями в терминах либерально-гроссмейстерской модели национальный продукт (ВНП) асимптотически приближается к совокупным транзакционным издержкам, независимо от распределения ресурсов и гольмовских базаров». «
Другими словами, иностранные инвесторы и менеджеры должны понять, что целью экономической деятельности в России является не производство товаров и услуг, не прибыль в условиях рыночной конкуренции, а свободное от рэкета присвоение государственных и частных ресурсов (чистоплюи называют это воровством), в ходе которого из одних и тех же товаров производятся как бы побочные виды деятельности. И тогда они увидят, что огромный автозавод может быть не сферическим рыночным агентом в вакууме, а гигантской кормушкой, главная цель которой — кормить поставщиков, менеджеров, региональных и федеральных сотрудников со смежными бизнесами, родственников и клиентов, «друзей и знакомых кроликов». С другой стороны, большая отдельная отрасль питается заводом и его социальными обязательствами (пусть во многом фиктивными, но символически значимыми) и его ресурсами: коллеги-социологи из Тольятти показывают, что «гаражная экономика» в Сити, основанная на коммерческих запчастях, имеет тысячи услуг и едва ли не больше, чем основное производство на заводе, где люди месяцами сидят в вынужденных отпусках — так что цифры безработицы в 20 000 человек были бы отчасти умными. Говорят, что поставщики приходили на встречи с Андерсоном в Bentley и, ухмыляясь, говорили, что денег на модернизацию производства нет.
В этом смысле АвтоВАЗ производит в основном те пелевинские транзакционные издержки, пространственные, политические и социальные иерархии, традиционные механизмы перераспределения ресурсов, в которых потери национализируются, а победители приватизируются. И только во-вторых, его беспокоит выпуск дешевых и конкурентоспособных автомобилей: зачем беспокоиться, если импортные обязательства, государственные власти и национальные привычки будут поддерживать минимальный спрос и бюджет надолго никогда не уронит социально значимый производительный и стратегический национальный продукт в затруднительном положении. Швед потянулся к святыне. Ему не надо было успокаиваться, работать с людьми, ходить по схеме, сидеть на бюджете, получать отказы ниже 40% — он давно бы уже устроился на пенсию в Стокгольмском архипелаге на 100-футовой яхте. Или больше в морях, где манеры мягче, не задают лишних вопросов о происхождении столицы и яхт, выступают не носом к причалу, а кормой.
Нет, я решил производить хорошие автомобили и сократить расходы. За что Он Сам пострадал.
И, наконец, еще один советский анекдот. Они спрашивают армянское радио: можно ли построить в СССР шведскую модель социализма? Можете ли вы ответить на радио, где взять столько шведов? Шведских менеджеров, а также шведских рабочих, поставщиков, полицейских и политиков в нашей огромной стране, на самом деле не напасешься.
Анекдоты про АвтоВАЗ
Правительство России объявило о намерении очистить российские дороги от металлолома. В связи с этим все россияне ожидают объявлений о закрытии Vasa, Gas и АЗЛК.
Автоваз, чтобы быть хоть в какой-то степени конкурентоспособным, начал выпускать подержанные иномарки.
Ведь, судя по логотипу, АвтоВАЗ создавался как завод по производству небольших парусных лодок. Отсюда и результаты.
— Как мы становимся богатыми? — Я в первой десятке. — Форбс? — Ваз.
Из инструкции к автомобилю ВАЗ — в момент аварии не рекомендуется находиться в автомобиле.
Директор АвтоВАЗа в панике: продажи упали в три раза, скоро предприятию конец! Но внутренний голос говорил ему: нет, это еще не конец — повышай цену! Повышение цен. А теперь конец.
В связи с массовым отзывом автомобилей Toyota по всему миру, ВАЗ решил резко увеличить производство «Жигулей», чтобы заполнить нишу.
Срочное сообщение от директора АвтоВАЗа: Мы больше ничего не контролируем. Это дерьмо уже производится. Мы помогаем всем, кому можем.
— Что общего между генеральным директором Mercedes и генеральным директором АвтоВАЗа? Они оба водят «Мерседесы».
Люди не верят, что «Жигули» — это автомобиль. Именно поэтому тольяттинцы дважды повторяют слово «автомобиль» в своем официальном названии. АвтоВАЗ — Волжский автомобильный завод.
Кастинг в мужской стриптиз. Кандидат интересуется: — Скажите, умеете ли вы собирать купюры ягодицами — Я пять лет проработал на АвтоВАЗе. Мы собирали эти вещи своими задницами!
Юрий Лоза сказал, что Джаггер и Led Zeppelin делают плохую музыку. Глава «АвтоВАЗа» согласился с ним, добавив, что BMW всегда клепала ковши.
Таможенник вспоминал, как он окончил сантехнический техникум (МИСИ) и получил распределение, согласно которому должен был работать в проектно-исследовательском институте, занимавшемся проектированием АвтоВАЗа. Новоиспеченному дизайнеру поручили выполнить проект туалета в заводском цехе. Дизайнер (будущий таможенник) включил в проект чашу генуи и подвесной бак. Высоту подвеса бака он взял из справочника — не менее 50 см от потолка. Прошло три месяца с момента запуска завода, и молодой специалист был направлен в командировку на этот завод. Например, проблемы с проектом. Дизайнер понял суть проблемы, когда вошел в мастерскую. Высота потолка в цехе составляла 14 метров. Монтажники оказались людьми с юмором и реализовали проект без каких-либо корректировок. И где-то была найдена 14-метровая цепь. Парень, который дернул за цепь, даже не успел выбежать из кабинки. Краска на стенах будки уже практически смыта.
АвтоВАЗ с нетерпением ждет западных санкций, запрещающих ввоз иностранных автомобилей в Россию.
АвтоВАЗ — как Ленин в Мавзолее: денег потрачено много, а надежды встать и пойти нет!
Анекдот про автоваз
— Фактически, его можно сваривать без маски. Сначала вы ставите цель, затем закрываете глаза, включаете машину и готовите. — Похоже, они делают это на АвтоВАЗе.
Есть два типа продуктов, которые, к сожалению, не всегда запускаются: сделанные на АвтоВАЗе и сделанные из ребра.
Благодаря финансовой помощи государства к концу этого года «АвтоВАЗ» выпустит автомобиль, который будет на 15 процентов лучше, чем ничего.
На АвтоВАЗе сегодня могут выпускать автомобили, которые ни в чем не уступают друг другу.
АвтоВАЗ с нетерпением ждет западных санкций, запрещающих ввоз иностранных автомобилей в Россию.
Говорят, что главный инженер АвтоВАЗа, устав от критики, предложил выпускать автомобили в виде конструктора, типа, раз вы такие умные, собирайте сами.
Кастинг в мужской стриптиз. Кандидат интересуется: — Скажите, умеете ли вы собирать купюры ягодицами — Я пять лет проработал на АвтоВАЗе. Мы собирали эти вещи своими задницами!
General Motors отзывает около 1,5 миллионов автомобилей из-за дефекта в системе обогрева стеклоочистителей. Они не понимают, о чем говорят на АВТОВАЗе.
АвтоВАЗ уже выпускает автомобили, которые ни в чем не уступают друг другу.
АвтоВАЗ с нетерпением ждет западных санкций, запрещающих ввоз иностранных автомобилей в Россию.
— Слышали ли вы, что АвтоВАЗ планирует начать производство самолетов? — Что касается самолетов, я не уверен, но, вероятно, им можно было бы доверить вертолеты для губернаторов.
Новости после Нового года на российском телевидении: НТВ: Скандал на АвтоВАЗе! ОРТ: Паника среди японских автопроизводителей! АвтоВАЗ начал производство ВАЗов RHD для экспорта в Японию! Тюнинговое подразделение АвтоВАЗа освоило новые продукты и услуги. Теперь за небольшую сумму любой владелец Kalina может наклеить на автомобиль надписи: на заднем стекле — «ABS», на руле — «SRS Air bag».
Очень живая восточная притча. (Ее мораль лаконично изложена в последней фразе мудреца).
Глупец пришел к мудрецу и спросил: «Я узнал, что моя невеста не девственница. Что мне делать? «Смотри, — сказал тогда мудрец, — у меня есть две сладости. Одну я дам тебе сразу, а другую, суку, раскатаю в песке, заверну обратно в обертку и отдам тебе. Что бы вы съели? — То же самое с вашей невестой, конечно же! — О, я вижу. Мне нужно выбрать то, что никто до меня не пробовал. Я разрушу помолвку. — Подожди, — сказал мудрец дураку, который уже собирался уходить, — у меня есть две машины. Один из них — Lada Granta, а другой — Lamborghini Aventador. Но первый — совершенно новый, только что сошедший с конвейера, а второй я водил 10 лет, курил в салоне, сдавал его в аренду службе каршеринга и однажды в жаркий день забыл внутри мясо для барбекю. Если бы я дал вам одну из них, какую бы вы выбрали? Но мясо для шампуров. — Ну, я помою его, проветрю. Неважно, какой это «Ламборджини»! — …то же самое с твоей невестой, сказал мудрец. — Я не понял? Я имею в виду, если невеста классная, то секонд-хенд или нет — лучше ли она, чем дрянная невеста? Но минуту назад вы говорили обратное, не так ли? — Я ничего не говорил, я просто привел примеры. И вы сделали свои собственные выводы. — Я не понимаю тебя, мудрец. — Смысл этого урока в том, что восточная мудрость — это хуйня. Когда тебе дают аналогии и метафоры вместо прямого ответа, ты знаешь, что они пытаются тебя надуть, ты же тупица!» — сказал мудрец, запрыгивая в свой Lamborghini Aventador и уезжая в закат, посасывая шоколадный батончик. А Лада Гранта осталась на АвтоВАЗе. Где еще? Она не может выбраться оттуда!