Провинциальные анекдоты (пьеса)

«Деревенские анекдоты»   -Две одноактные пьесы: «История с метранпажем» и «Двадцать минут с ангелом», которые были написаны Александром Вампиловым в начале 1960-х годов. В первой половине 1968 года они были объединены в «провинциальные анекдоты».

Само название «провинциальные анекдоты», от которого театры часто отказывались, не замечая в нем ничего особенно выразительного (в БДТ спектакль назывался «Два анекдота», в областном драматическом театре Ленинграда (на улице Рубинштейна, 18)  - под названием «Двадцать минут с ангелом») пытается сконцентрировать, передать эту особенность поэтики пьес.

В «анекдотах» сочетаются древнее значение слова: «анекдот»   — неумолимый, но исключительный случай и его современное значение   — короткая вымышленная история с парадоксальным концом.

Характеристика «деревенщина» несколько изменила свое значение в течение жизни пьесы. Назвав свою трагикомическую дилогию «провинциальными анекдотами», автор подчеркнул мотив «глубинки», мотив ущербной, непоколебимой и антисовременной жизни. Эпитет «деревенщина» содержал вызов, но отнюдь не того характера, в котором он стал восприниматься в семидесятых и начале восьмидесятых годов, отмеченных противостоянием «городской» и «сельской» прозы, когда именно в подчеркнутой «деревенщине», «предсказуемости вампиловского» вампиловского мира видели начало, сближающее враждующие пути. Конец шестидесятых был связан с чем-то другим. Здесь по-своему подчеркивалась «слабость», «неактуальность» рассказанных историй.

Спектакль можно было назвать не «провинциальной», а «гостиничной» шуткой, настолько сильной, настолько, что в ней обозначилась власть над людьми этого особого мира, этого особого пространства, произвольного, временного для его гостей и в то же время глубоко логичного, обладающего своим незыблемым укладом, пространства ограниченного, маленького и в то же время бесконечного  — «Тайга».

Содержание

История [| код ]

О времени окончания работы над пьесой известно только одно: 20 ноября 1968 года пьеса была зарегистрирована в M. В первую годовщину выхода пьесы 28 ноября 2001 года было объявлено о создании театра.#160;Н.  Ермолова.

Однако сценическая жизнь пьесы началась позже и не в Москве, а в Ленинграде. Приехав в августе 1970 года для постановки «старшего сына» в театр драмы и комедии имени Литейного (режиссер Ефим Падве), Вампилов показал «провинциальные шутки» БДТ. Пьеса была принята к постановке на малой сцене, а через полтора года, 30 марта 1972 года, состоялась ее премьера. Спектакль под названием «Два анекдота» был организован А. Товстонов. Автор посещал репетиции, подружился с актерами и охотно принимал их советы и предложения. Один из этих актерских «выбросов» («kamaev-reawer») вошел в окончательный текст пьесы.

Каждая из пьес, составляющих «провинциальные анекдоты», первоначально была опубликована самостоятельно: «Двадцать минут с ангелом» в альманахе «Ангара» (1970, №  4) и «История с метранпажем» (под названием «Случай с метранпажем») в издательстве «Искусство» в серии «Репертуар художественной самодеятельности» (М., 1971). Каноническим вариантом «Провинциальных анекдотов» считается текст, опубликованный в «Выборах» 1975 года, где пьесы были напечатаны по рабочему экземпляру БДТ, то есть с восстановлением некоторых цензурных и редакторских купюр и с дополнениями, сделанными автором в процессе работы над пьесой.

История с MetranPage [| код ]

Что ни говори, а подобные инциденты есть в мире — редко, но есть. Н.  В.  Гоголь

Актеры [| код ]

  • Калошин  — администратор гостиницы «Тайга».
  • Потапов  — командированный, по профессии метранпаж.
  • Рукосуев  — врач, друг Калошина.
  • Камаев   — молодой человек, учитель физкультуры.
  • Марина   — жена Калошина, официантка в ресторане «Тайга».
  • ВИКТОРИЯ   — девушка, отвечающая за работу.

Двадцать минут с ангелом [| исходный текст].

Актеры [| код ]

  • Хомутов  — Агрон
  • Анчугин  
  • Угаров  — отправитель (отправлено из г. Лопацка)
  • Базильский   — скрипач, приехавший на гастроли
  • Ступак  — инженер
  • Фаина  — студентка (молодожены)
  • Васюта   — гостиницы таежного коридора.

Место в творчестве [| source code ]

«Провинциальные анекдоты» можно считать своего рода новым шагом в творчестве молодого драматурга  Виртуоза, полного резких, парадоксальных движений. Более того, «трагикомическое изложение в двух частях» позволяет говорить о растущем интересе Вампилова к нравственно-философским проблемам, недаром драматург так настойчиво возвращается к краеугольным ситуациям жизни и смерти Значимые пьесы: «Утиная охота» и «Прошлым летом в Чулкисске».

Киноадаптация [| исходный текст]

По мотивам пьесы «История с метранпажем» в 1978 году на киностудии «Мосфильм» (Экспериментальное молодежное творческое объединение) был снят короткометражный художественный фильм «История с метранпажем». В ролях.

Открытый урок по пьесе А. Вампилова на тему: "Провинциальные анекдоты"

Перед этим ребятам дается задание прочитать пьесу из «Провинциальных анекдотов» Вампилова и подготовить сообщение для биографии драматурга.

  • Портрет А. Вампилов.
  • Выставка спектаклей.

Самое выразительное, самое зажигательное слово со сцены — это слово о правде жизни, о правде человеческих чувств.

Во время занятий

Вопрос:

Какая роль отведена A. Н. Н. Островского в развитии русского театра?

Ответ:

  • Что объединяет пьесы А. A. Что общего между двумя романами Вампума и Островского?

A) Они (пьесы Островского) Остроконфликтный, Виоса Вампиватоватит. Мы должны это увидеть.

  • Как читать пьесы А. Островский? А. Вампилов? Почему?
  • Сообщение о биографии А. Вампилов (мальчики).

(Биография очень короткая. Родился 19 августа 1937 года в селе Кутулик Иркутской области в семье учителя. Отец умер рано. 1955 г. — студент Иркутского университета. В студенческие годы его охотно печатали. В областной молодежной газете «Советская молодежь». -Акт-плей, где была представлена пьеса «Двадцать минут с ангелом».

1965 — Принят в Союз писателей СССР. «Прощание в июне» стала первой многоактной пьесой. Его пьесы почти не попали на сцену. К сожалению, их начали ставить уже после его смерти. Его главное признание и слово — посмертное. Он не дожил до того дня, когда стал одним из самых репертуарных драматургов в театрах нашей страны, когда его пьесы начали ставить во многих театрах мира (1978 год — «Утиная охота» в Вашингтоне»).

Он утонул 17 августа 1972 года в Байкале. Лодка, в которой он плыл, опрокинулась, окруженная бревном плота. Но были спектакли — спектакли — острое оружие в борьбе за человека, значит, он, любивший людей, веривший в добро, оставался. Интересный факт из биографии Вампилова: он не любил тех, кто продавал цветы, по его мнению, они торговали добром и красотой, а их надо было дарить людям.

И преимущество драматурга перед остальными в том, что он раньше других увидел недостатки общества (пьянство, бездуховность, взяточничество) и открыто говорил об этом.

«Все самые известные писатели известны тем, что говорят правду. Ни больше, ни меньше — только правда. В двадцатом веке этого достаточно, чтобы стать знаменитым. Ложь стала естественной, как воздух. Правда стала эксклюзивной, парадоксальной, остроумной: «Говорите правду и будете оригинальны», — говорил Вампилов.

В. Г. Распутин сказал О. А. Вампилов и его творчество замечательные слова. Сможете ли вы преодолеть невозможное, победить все ложное и недоброе, что уготовано вам во многих ежедневных испытаниях»?

Петр Ровский писал до смерти А. Вампилова 23 сентября 1972 года. Похожие стихи:

Помни меня весело

Вспомни меня веселым словом, как я, я, я, я, я, ветви развесил? Или я не любил? К сожалению, я не хочу вспоминать много дорогих песен, только ветра песни полные мне дороже всех остальных. Я ходил по земле от радости, я любил ее, как Бог, и никто не мог отказать в этом маленькому …

Слово учителя: (слова В. Распутина).

«Прошло более 100 лет после «грозы» А. Н. Островский, чья героиня бунтом и смертью добилась свободы, явил «луч света в темном царстве». Для человека 100 лет — небольшой срок, но уже сегодня мы вынуждены говорить о новом затруднительном положении, в котором оказался человек: освободив одну страну, он сокрушил другую. Духовная нищета исказила цель жизни.

  • Говоря о пьесах А. Вампилов, вы можете составить такой словарь: искренность, открытость, сосредоточенность, самоотверженность, решительность.
  • Объясните лексическое значение слова «самоотверженность».
  • Беседа по мотивам пьесы 1962 года «Двадцать минут с ангелом».
  1. Кратко перескажите сюжет (что лежит в основе судебного процесса).
  2. Почему такая реакция на поступок Комутова?
  3. Прочитайте сцену разговора с Хомутовым.
  4. Что произошло в сознании людей (бескорыстие = безумие).
  5. Когда все успокоятся? (Когда Хомутов расскажет, почему он решил дать деньги).
  6. Прочитайте последнюю сцену.
  7. Объясните название пьесы?
  • Слово учителя: В нем А. Вампилов показал, к чему может привести процесс морального разложения, начавшийся в его последней логике. В спектакле «Прощание в июне» Золотуев не верил, что взяток не будет, поэтому гости «Тайги» не могли представить, что кто-то просто «за здорово живешь» отдал свои деньги человеку, который в них нуждался. Но это нормально. И если бы Хомутов прошел мимо, все бы поняли.
  • Актуальна ли эта проблема сегодня?

Вторая пьеса — «История с Метранпажем».

  1. Сюжет пьесы.
  2. Какие метаморфозы происходят с Калошиным? С чем это связано?
  3. Как этот случай характеризует человека, отношения в нашем обществе?
  4. Чего вы хотели добиться от вампиров при создании пьесы? Какую сторону человеческих отношений вы хотели бы затронуть? (Не должность — а человека!)
  • О чем думали вампиры?

Заключение (слово учителя)

О поэте-вампире Ан. Перешев сказал. Он был одним из тех людей, которые стараются не брать что-то от жизни, а отдавать. «И это правда.

Театр Вампилова проповедует добро, открытое добродетельное чувство зала, нравственное творчество.

Надеющиеся герои Вампилова выживают в этих условиях, когда они падают, они сгибаются и не разгибаются, они снова поднимаются. Они являются источником света, темного, а не режущего глаза, в котором хорошо видно.

Гоголевские мотивы в драматургии А. Вампилова

H. Гоголь оказал большое влияние не только на литературный процесс 19 века, но и на развитие ведущих направлений в русской литературе 20 века. Это необычно проявляется в художественной системе А. Вампилова, который в начале 1970-х годов открыл качественно новый этап русской драматургии.

Вопрос о традициях классики в драматургии А. Вампилов неоднократно поднимался в научной и критической литературе. Первой попыткой найти истоки вампирской драмы в русской классике стала статья И. Вишневской & laquo;Живая душа& raquo;. Автор отметил присутствие гоголевских традиций в пьесах А. Вампилов, подчеркивая сходство сюжетов, индивидуальные приемы и поддержку шутки. Это признавали и современники драматурга, в частности А. Арбузов, который писал, что А. Вампилова «нелегко назвать. Мастер, но можно сказать, что, в отличие от всех нас, он продолжил гоголевскую линию в русской литературе, которая была общепринята или даже отсутствовала в нашей современной драматургии «2. В. Лакшин в статье «Дни и годы героев Вампилова» анализирует комедийные элементы в творчестве драматурга, отмечая их связь с открытиями Н. Гоголя 3. В. Савицкий видит влияние Гоголя в анекдотических ситуациях, которые происходят в пьесах А. Вампилов 4. В. Владимиров указал на сочетание техник N. Гоголь и Ф. Достоевского в пьесе А. Вампилова «Утиная охота» 5, подчеркивая возрождение в творчестве поэтики А. Поэзия Вампилова о двойниках, полифонии и роковых конфликтах.

Хотя исследователи неоднократно отмечали отдельные приемы гоголевской поэтики в произведениях А. Вампилов, формы и функции Н. Гоголя, приобретающие новое звучание в драматургии писателя, еще не были предметом специального изучения, что, определяет важность данного исследования.

А. Вампилов вошел в литературу в конце 50-х годов прошлого века и мдаш; В начале 60-х годов с короткими очерками, фельетонами, рассказами и драматическими сценами, проникнутыми острой смазкой. A. Вампилова является сборник «Короны обстоятельств» (1961), в который вошли работы 1958-1960 годов. Вампилова, а затем в его драматических произведениях проявляется центральная тема всего творчества Вампилова — это тема судьбы «маленького человека». Образ «маленького человека», открытый в свое время Н. A. Вампилова в контексте современной жизни. Вокруг темы «маленького человека» в ранней фантастике А. Вампилова, сконцентрированы мотивы тоски, одиночества, духовной нереальности и поиска нереального идеала.

В драматических произведениях А. Вампилов традиции классической литературы, в частности, Н. Гоголь стал очевиден для читателей. Известно, что первоначальное название A. Вампилова «Прощание в июне» (1964) является «ярмарочным», что подчеркивает мотив продажи и продажности, имеющий место в произведении. Впоследствии писатель изменил название, но этот мотив остался в пьесе. Если в первоначальной версии пьесы речь шла скорее о покупке диплома о высшем образовании, то в последней — о «покупке души» главного героя, о его сложном нравственном выборе.

Как известно, ярмарка является одним из центральных образов в N. Гоголь. Образ ярмарки и связанные с ним мотивы (продажа, выбор, проклятие и т.д.) имеют иное содержание в «Вечерах на хуторе близ Это уже не раз писалось (М. Бахтин, Ютман, Дж. Манн и др.). В «Рассказах о «Петербурге» писатель с помощью справедливых мотивов вскрывает жилу и фальшь, царящие в современном мире.

А. Вампилов отказался от элементов магии и поэтики Гротеска в разработке мотивного комплекса ярмарки, но этические характеристики выдвигаются на первый план. Писатель стремится придумать духовный мир современной молодежи, показать ее настроение и нравственные приоритеты.

Концепция А. «Прощание в июне» Вампилова тесно связано с концептом «прощание», с концептом свадьбы с трогательными мотивами, выбором невесты, веселым напутствием, игрой и т.д. Однако вместо мотива радости и веселья писатель обнаруживает за внешним благополучием скрытый драматизм существования, которому способствуют мотивы одиночества, фальши, скуки. А. Вампилов использует гоголевский прием семантического «разворота» традиционного образа или мотива, когда он приобретает противоположный смысл. Тем самым подчеркивается карнавал «ярмарочных» (свадебных) действ, когда в мире возникает не веселье и радость, а скорее «мир наоборот». В незамысловатой сцене неудачной свадьбы студента А. Вампилов фиксирует разрушение человеческих связей, отсутствие гармонии и радости в мире молодежи.

Двойной мотив видимости, который имеет место в петербургских романах Н. Гоголь, в пьесе А. Вампилов — один из центральных. Свадьба героев ненастоящая. В доме Репникова царят воображаемые колодцы, против которых протестует Таня. В пьесе присутствуют образы мертвых птиц, чучел животных, которые символизируют процесс смерти человеческой души и самой жизни.

Мотив продажи в пьесе «Прощание в июне», помимо образа главного героя Колесова, связан также с образом Золотуева. По сравнению с пьесой Н. Гоголя, образ ревизора в пьесе А. У Вампилова звук прямо противоположный: Если Хлестаков берет взятки и по мере развития действий становится боле е-уверенным, то аудитор, который Золотуев говорит, делает, делает, делает, делает, делает, делает, делает, делает, делает, делает, делает, делает, делает, делает, делает, делает, Таким образом, продающий мотив, восходящий к пьесе «Экзаменатор», становится пьесой из А. Вампилов как неожиданная сторона, задающая определенную этическую ось в работе. Хотя настоящего образа ревизора как такового в пьесе нет (о нем только говорят), он создает контраст с теми конфликтами, которые происходят во внутреннем мире главных героев.

A. Вампилова «Старший сын», ознаменовавший переход писателя к философско-психологической драме, был напечатан в окончательном варианте в 1972 году под названием «Пригород». Названия «старший сын» и «пригород» одинаково использовались во время первых постановок пьесы. В оригинальном названии зафиксирован хронотоп произведения — это та же провинция, что и у Н. Гоголь вовремя открыл для читателей. В жизни сельской местности и провинциальных жителей Н. Гоголь увидел некоторые закономерности русской жизни и некоторые духовные параметры общества. Поэтому тема сельской местности в творчестве Н. Гоголя выходит за географические рамки, он приобретает широкое обобщение. А. Вампилов пошел по тому же пути. Внимание к пригородам, к жизни провинциальных жителей, расширение внутреннего мира «маленького человека» сближает его с традициями классической литературы.

В пьесе «Старший сын» мы находим не только развитие образа деревни как некой обобщенной модели общества, но и некоторые другие гоголевские мотивы, в частности, мотив имени, который определяет, что судьба актуализируется здесь, актуализируется здесь . В повести Гоголя «Состязание» роль имени в создании характера и в разворачивании драмы Акакия Акакиевича Башмачкина очень серьезная. В спектакле «По — старшему сыну» главный, называя сына Андрея Григорьевича Сарафанова, даже не подозревал, какие механизмы он запускает в действие. В конце концов, он должен был стать если не кровным, то духовным сыном Сарафанова, наследником идей добра и человечности. Имя и фамилия, которые герой случайно услышал, а затем провел с ними ночь, вдруг стали движущей силой конфликта произведения, силой, способной духовно преобразить героя.

В А. Вампилова, «большего сына», можно найти и гоголевский мотив духовного братства, звучавший в рассказе «Каучук» и в «Выбранных местах из переписки с друзьями». Андрей Сарафанов в А. Вампилова сочиняет кантату «Все люди — братья», но это воспринимается окружающими как каприз, а его самого называют «блаженным». Тем не менее, в финале пьесы эта «благословенная» идея оказывается осуществимой, поскольку герои достигают духовного родства друг с другом.

Гоголевские мотивы взаимодействуют с другими мотивами в пьесе «Старший сын». Библейские мотивы (история блудного сына), а также многочисленные фольклорные мотивы обеспечивают основное звучание пьесы «Старший сын»: уход и возвращение сына, история третьего сына (который наблюдал вдали части, неизвестно за чем, но потом предоставил саму ю-интеллигентную и далек о-заметную), история сватовства (когда несколько женихов женят девушку, а потом выбирается самы й-достойный по моральным качествам), тайна рождения героя, отношения ее брата и сестры и т.д. н.

Пьеса «Утиная охота» (1970) является поворотным моментом в творческой эволюции А. Вампилов и созданный им образ Виктора Зилова — настоящее художественное открытие, вобравшее в себя поиски современной литературы и достижения классики. В А. Вампилова, жизнь показана не в крайних, а в повседневных проявлениях — взаимоотношения с властями, получение квартиры, бытовые конфликты в семье и среди коллег, отношения мужчин и женщин и т.д. В работе Н. Гоголь, за повседневными ситуациями, А. Вампилов разворачивает скрытую драму бытия. Ведет в спектакле А. Вампилова являются мотивы игры (жизни как игры), смерти, бесцельного проживания жизни, духовной нереальности и человеческой ненужности.

Один из важных приемов создания персонажей в N. Гоголь и А. Вампилов — система парных игр. Символы расположены не по принципу противопоставления, а по принципу сравнения и дополнения. Характер Зилова своеобразно подчеркивают персонажи Саяпина, Кузакова и официанта Димы. Более того, если Саяпин и Кузаков — близнецы в мире служебных отношений, то официант — обобщенное воплощение прагматизма того времени (именно поэтому его имя не включено в список персонажей).

Следует также отметить, что N. Гоголь и А. Вампилов используют в своих произведениях символы-литмотивы, связанные с экзистенциальными, онтологическими проблемами. Например, слово «скука» является одним из ключевых слов в произведениях Н. Гоголь («Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» и др.). А. Вампилов использовал слово «скука» для описания Виктора Зилова в примечании автора. «Скука» характеризует внутреннее состояние героя, чьи душевные потери привели к тому, что он потерял интерес к жизни. В то же время А. Вампилов, как наследник традиций русской классической литературы, расширяет это понятие до уровня широкого художественного обобщения. Скучно жить в мире, воссозданном А. Вампилов: здесь не любят людей, не работают, не живут по-настоящему. Жизнь состоит из пустых разговоров, мелких ссор, ненужных встреч. Поэтому, конечно же, слово «скука» в пьесе А. Вампилова. Вампилов становится одним из ключевых мотивов, воплощающих трагизм всеобщего существования.

Особо следует отметить категорию «смех» в пьесе «Утиная охота». Опираясь на традиции гоголевского смеха — амбивалентного и полифункционального, А. Вампилов использует смех не только для развенчания отрицательных качеств людей и несовершенства жизни, но прежде всего для раскрытия болевых точек человеческого существования. В финале пьесы Зилов, как отмечает автор в ремарке, то ли плачет, то ли смеется, «нельзя сказать, но тело его долго дрожит, как бывает при громком смехе или плаче «6 . «Смеяться или плакать» Зилова вызвала целую волну дискуссий в критике и литературоведении. По нашему мнению, A. Вампилов, вслед за Н. Гоголь, задал философскую и психологическую амбивалентность в структуре художественного образа, что дало этому персонажу долгую жизнь и бесконечные возможности для его интерпретации. Можно с уверенностью сказать, что для Зилова этот смех-крик является ключевым моментом, вокруг которого постоянно крутится его больное сознание. «Смех-крик» Зилова — это момент, когда герой обретает новое видение, катарсис, который является не последней точкой в произведении, а скорее новым началом.

Центральной темой драмы «Прошлым летом в Чулимске» (1972) является тема деревни. Действие происходит в провинциальном городе Чулимске, который символически воплощает не только социальную несправедливость, но и общую отчужденность между людьми, отсутствие условий для духовной самореализации. В то же время А. Вампилов, как и Н. Валентина, Еремеев, Шаманов — не идеальные персонажи, но у них есть необходимые внутренние качества, чтобы изменить окружающую действительность. Тема сельской местности в книге A. Вампилов, как и Н. Гоголя, приобретает не только острый актуальный резонанс, но и философское значение, поскольку за бытовыми ситуациями, в которых оказываются герои пьесы, стоят глубокие экзистенциальные проблемы.

В пьесе «Прошлым летом в Чулкисе» А. Вампилов активно обращается к разработке некоторых типов Гоголя, давая им новую, современную интерпретацию. Например, старик Еремеев, приехавший из Тайги в город, чтобы оформить пенсию, воплощает образ «маленького человека», забытого и не нужного обществу. В образе Метешкина соединились черты слуг Гоголя-Буреакрата, «Делового человека» и унитера Просибеева. Его фамилия весьма показательна, она несет в себе негативную семантику, связанную с образом дьявола.

Две одноактные пьесы «История с Метранпажем» и «Двадцать минут с ангелом» были написаны А. Вампилова в начале 1960-х годов, в 1968 году они были объединены в один цикл «Провинциальные анекдоты». Назвав свой цикл «провинциальными шутками», А. Вампилов, конечно, апеллировал к традиции. В России анекдот существует в литературной традиции со второй половины XVIII века. В 19 веке А. Пушкин («Повести Белкина», «Пиковая дама»), Н. Гоголь («Петербургские повести», «Экзаменатор», «Мертвые души»), А. Чехов (рассказы, повести) и романы, обращенные к этому жанру. и др.

Пьеса «История с метранпажем» А. Вампилов тесно связан с традицией анекдота в творчестве Н. Гоголь и А. Чехова, что уже подчеркнуто в эпиграфе, взятом из «Петербургских рассказов». Сюжет «Истории с Метранпажем» — это невероятный случай (когда ложь принимают за правду, а правду за ложь), вписанный в реальные события. Поэтика невероятного, как известно, широко использовалась писателями-романтиками, за которыми следовали H. Гоголя, но он описывал «невероятное», чтобы раскрыть реальные отношения и явления, так что петербургские повести приобрели вполне определенное социальное содержание. Кроме того, в «Повести с метранпажем» намеки ясны гоголевскому «версификатору», когда неизвестного метранпажа Потапова принимают за некоего чиновника, а того — за директора гостиницы «Тайга», который смертельно напуган присутствием «большого человека из Москвы». Традиции Гоголя проявляются в произведениях А. Вампилова и в особых элементах игры спектакля, где многослойная игра была не только средством развития сюжета, но и способом выявления скрытых качеств персонажей, а также раскрытия конфликта, который переносился из мира в мир внутренний.

Используя элемент шуточной игры A. Вампилов показывает «мир наоборот», где смещаются нравственные ориентиры, где царят ложные подозрения и прагматический расчет, где человек теряет истинное лицо. В создании образа перевернутого мира А. Вампилов следует за Н. Гоголь. В центре «Мира, наоборот» находится человек, который изображен одновременно как часть этого мира и как его жертва.

Хронотоп гостиницы «Тайга» вызывает ассоциации с шашкой Гоголевского, а также с рядом рассказов А. Чехова, действие которых также происходит в гостинице, то есть не дома, во временном убежище. В таком хронотопе A. Вампилов подчеркивает всеобщую бездомность и временность существования, отсутствие в жизни людей чего-либо постоянного, в том числе вечных ценностей. Название отеля символично: оно подчеркивает образ ненормального, дикого мира, где люди утратили человеческие качества.

Сюжетная основа «Ревизора» получает современную интерпретацию в пьесе «История с Метранпажем». Что касается H. Гоголь, для А. Вампилова, главным является не столько образ комикса, связанный с внешностью «значительного лица», сколько выявление черт характера и социальных законов в человеке.

Образ Калошина представлен объемным, многогранным и динамичным. В начале пьесы Калошин уверен, что именно он правит в маленьком мире под названием гостиница «Тайга». Он ведет себя как хозяин жизни. Его интонации, как отмечается в примечаниях автора, звучат «игриво», «весело», «осмысленно». Калошин является воплощением определенного социального типа — «босса», наделенного неограниченной властью. После драки с Потаповым в комнате Виктории Калошиной он говорит: «Это было невозможно в хорошем смысле? Разве он не знал, как это делается? » 7. В этих словах содержится намек на универсальную систему взяток, формального чтения и вен.

Калошин — человек системы. Это изображение можно найти в галерее изображений чиновников, у истоков которых стоял Х. Гоголь и А. Чехов. Монолог директора отеля раскрывает суть абсурдного мироустройства, в котором правит Галоша. Фамилия «Калошин», происходящая от «Калос» и включающая в себя пару, символизировала вс ю-суммарность системы, где дело не в человеке, а в его должности.

Мотив замены человека чином, который имеет место в творчестве Н. Гоголя, присутствует и в пьесе А. Вампилова «История с MetranPage». Личные качества Калошина определяются системой иерархических отношений, поэтому со временем он потерял человеческий облик. Он ничего не боялся, единственное, что вызывало у него страх, — это страх перед начальством. Патологический, физический страх, который абсолютно расплющил личность и даже привел к раздвоению сознания.

Не зная значения слова «Метранпаж», Калошин испытывал страх, потому что его могли ожидать «последствия» за оскорбление и высылку «большого человека из Москвы». По образу Калошина А. Вампилов обращается к излюбленному приему гоголевской поэтики — включению «слухов» в столкновение произведений. В мире N. Гоголевские «слухи» определяют сюжетные повороты, ход развития действия, а также влияют на изменение внутреннего состояния персонажа. В пьесе «История с Метранпажем» «слухи» и различные «домыслы» о Метранпаже становятся главной причиной изменений во внешнем и внутреннем мире Калошина.

Мотив безумия, включенный А. Вампилов в рассказе о чиновнике, безусловно, связан с поэтикой Н. Гоголя и приобретает широкий обобщающий смысл. Характерно, что здесь впервые A. Вампилов использует гротеск как способ изображения духовной трансформации личности: «Что он тогда со мной сделает? Что произойдет тогда? Что он тогда со мной сделает? Потому что тогда он. В конце концов, он будет делать все, что захочет. Он кладет его на ладонь, дует — и вы летите! Кроме того, может быть, ты будешь летать так, что нигде не приземлишься, ты никогда не приземлишься, но будешь летать в воздухе вечно! 8 . В дальнейшем гротескный мотив безумия углубляется. «Я — жук, я — муха», — говорит о себе Калошин, потерявший человеческий облик под влиянием страха. А чуть позже он уже произносит «безумные речи» не от своего имени, а от имени «мы»: «Мы — мошки, мы — насекомые. » 9 , который становится еще одним средством художественного обобщения характерных явлений действительности. Образ администратора Калошина имеет не только комические, но и трагические черты. В ней писатель раскрывает процесс духовной деформации человека, трагедию уплощения личности под влиянием абсурдной системы.

Так, в художественном сознании А. Вампилова, такие мотивы Гоголя, как мотив ярмарки, деревни, духовного оскудения мира, потерянной жизни, замены человека чином, безумия, одиночества и др. творчески переосмыслены, гоголевские мотивы в художественной системе А. Вампилов выполняют различные функции (конструктивную, динамическую, образную, жанрообразующую), способствуют созданию духовного образа современной писателю действительности, раскрытию писателем психологического состояния героев. А. Вампилов творчески использует такие приемы поэтики Н. Гоголя, такие как «говорящие» фамилии, «слухи», гротеск, прием отчуждения, элементы ареального действия (драки, ссоры, испытания героя, смена точек зрения и т.д.). Гоголевские мотивы в А. Вампилова взаимодействуют друг с другом, а также с другими традициями русской и мировой литературы, фольклора и мифологии. Возникающие интертекстуальные связи способствуют созданию полифонического звучания пьес писателя, воплощению в них общечеловеческих проблем.

Источник: https://www.anekdotas.ru/provincialnye-anekdoty-pesa-2

Top

Сайты партнеры: Сонник, толкователь снов | Блок о щенках и собаках | Погода в Санкт-Петербурге России Мире | Копирайтинг студия TEKT | Газобетон стеновой с захватом для рук