Происхождение и бытование анекдотов

Анекдот как жанр городской устной речи имеет два источника.

Первый источник — старое понятие анекдот, известное и западным культурам: короткий, обычно нравоучительный рассказ о событии или происшествии из жизни исторического лица. Такие истории не только передавались устно, но с середины XVIII века в России оформились и как особый литературный жанр, который стал особенно популярным в пушкинскую эпоху. Например:

«Никогда я не могла хорошенько понять, какая разница между пушкою и единорогом», — говорила Екатерина II какому-то генералу. «Разница большая, — отвечал он, — сейчас доложу Вашему Величеству. Вот изволите видеть: пушка сама по себе, а единорог сам по себе». — «А, теперь понимаю», — сказала императрица.

Предыстория литературного анекдота уходит в глубины европейской культуры, византийской истории, а также через французскую литературную традицию, анекдот в старом, классическом его понимании попадает в русскую элитарную культуру, распространяется в узком слое образованных людей и остается очень популярным вплоть до середины XIX века.

Однако временем оформления и массового распространения анекдота в его новом понимании, как жанра городского фольклора и как произведения преимущественной устной речи, следует считать установление тоталитарного режима в Советском Союзе, послужившего сильнейшим стимулом, толчком для развития этого уникального явления. Не случайно поэтому наиболее мощный слой городского анекдота советского времени был политическим. И, конечно же, главным производителем, анонимным автором массового городского анекдота, в том числе и политического, была интеллигенция.

Впрочем, без всенародного интереса к опасному жанру анекдот не приобрел бы столь массовой популярности. Популяризация и развитие анекдота стимулировались и «снизу», от традиционной народной культуры. Это и есть второй источник современного анекдота как жанра городского фольклора. В традиционном русском фольклоре нет прямого аналога классического анекдота, но, несомненно, есть его жанровые и содержательные предшественники. Это бытовая сказка с ее типовыми композиционными моделями, характерными персонажами и сатирическими мотивами, бывальщина — устный рассказ о достоверных событиях из опыта говорящего, но интересный многим.

Специфика анекдота как речевого жанра

Толковые словари и нормативные справочники дают следующие определения анекдота:

Анекдот, короткий по содержанию и сжатый в изложении рассказ о замечательном или забавном случае; байка, баутка. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.1. М., 1998 г. (Даль И.В.)

Анекдот, анекдота.

1. Вымышленный, короткий рассказ о смешном, забавном происшествии. Рассказывать анекдот. «Дней минувших анекдоты» (А.С.Пушкин). 2. Само такое происшествие. «Вот какой случился анекдот». 3. Выдумка, вымышленный случай. «Не верю, это — анекдот». * Скверный анекдот (·разг.) — неприятное происшествие, неприятность. «И такой скверный анекдот, что сена хоть бы клок в целом хозяйстве» (Н.В.Гоголь). АНЕКДОТИЧЕСКИЙ, анекдотическая, анекдотическое (анекдотичен, анекдотична, анекдотично). То же, что анекдотичный. Анекдотическая личность (оригинальная, со странностями) (словарь Д.Н.Ушакова). Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова. Ч.1. М., 1975

Анекдот Короткий забавный рассказ о незначительном, но характерном происшествии. Комический рассказ о поучительном случае из жизни исторического лица или фольклорного героя. Своеобразная юмористическая, нередко гротескная притча. Короткий устный рассказ злободневного бытового или общественного содержания с шутливой или сатирической окраской и неожиданной остроумной концовкой (Евгеньева А.П.) Словарь русского языка под ред. А. П. Евгеньевой. т.1. М., 1986

Анекдот Короткий рассказ об историческом лице, происшествии. Жанр городского фольклора, злободневный комический рассказ-миниатюра с неожиданной концовкой, своеобразная юмористическая, часто фривольная притча. Иллюстрированный энциклопедический словарь. «Большая Российская Энциклопедия», 2001

Таким образом, используемые до настоящего времени определения обыкновенно учитывают три характерные разновидности анекдота, которые впервые были подробно проанализированы А. П. Пельтцером в его фундаментальной работе, посвящённой генезису анекдота: «греческое слово анекдот (?????????) первоначально обозначало сочинение «неизданное», дотоле неизвестное публике. <…> С течением времени анекдот стал обозначать «неупомянутый» прежними авторами, преимущественно историками, какой-нибудь особенно характерный факт, случай или особенное обстоятельство. Желая щегольнуть друг перед другом начитанностью, историки разукрашивали свои сочинения разными подробностями, не только не имевшими никакого отношения к истории, но и отходившими часто в область фантазии. Наравне с историческими подробностями под этим термином стали подразумеваться вообще более или менее интересные отдельные факты, главным образом остроумные рассказы, поражавшие своей неожиданностью и легкостью». Пельтцер А. П. Происхождение анекдотов.//Сб. Харьк. Ист.-фил. о-ва. т.11. Харьков, 1999.

Другой специфической особенностью является вопрос о жанровых границах анекдота. Очевидно, что анекдот способен развиться из любого фольклорного/ литературного жанра или, наоборот, трансформироваться в любой художественный жанр, в котором существенным элементом комического является игра слов или игра положений. Иными словами, анекдот способен использовать любую жанровую форму, оставаясь при этом анекдотом.

Жанровую сущность анекдота обычно сводят к неожиданной остроумной концовке краткого повествования. То есть, структурные признаки анекдота, составляющие его жанровое ядро, специфически связаны с композиционной кульминацией анекдота. Само повествование может иметь любую вербальную структуру. Однако реализуется она как остроумная игра в, казалось бы, неподходящих для игры условиях. Сущность анекдота, таким образом, можно сводить к неожиданной подмене контекста, снимающей напряжённость невербальной ситуации нетривиальным вербальным способом. Очевидно, поэтому многие исследователи комического предпочитают использовать термин «острословие» вместо более объёмного — «остроумие».

Анекдот — уникальное, чрезвычайно развитое и продуктивное явление национальной русской культуры, имеющее собственную номинацию и собственные типологические черты: стереотипы формы, содержания и коммуникативного назначения. Анекдот — особый жанр устной речи, порожденный элитарной культурой интеллигенции, поддержанный традиционной культурой и ставший массовым проявлением современного городского фольклора в России.

Происхождение и бытование анекдотов

Анекдот как жанр городской устной речи имеет два источника.

Первый источник — старое понятие анекдот, известное и западным культурам: короткий, обычно нравоучительный рассказ о событии или происшествии из жизни исторического лица. Такие истории не только передавались устно, но с середины XVIII века в России оформились и как особый литературный жанр, который стал особенно популярным в пушкинскую эпоху. Например:

«Никогда я не могла хорошенько понять, какая разница между пушкою и единорогом», — говорила Екатерина II какому-то генералу. «Разница большая, — отвечал он, — сейчас доложу Вашему Величеству. Вот изволите видеть: пушка сама по себе, а единорог сам по себе». — «А, теперь понимаю», — сказала императрица.

Предыстория литературного анекдота уходит в глубины европейской культуры, византийской истории, а также через французскую литературную традицию, анекдот в старом, классическом его понимании попадает в русскую элитарную культуру, распространяется в узком слое образованных людей и остается очень популярным вплоть до середины XIX века.

Однако временем оформления и массового распространения анекдота в его новом понимании, как жанра городского фольклора и как произведения преимущественной устной речи, следует считать установление тоталитарного режима в Советском Союзе, послужившего сильнейшим стимулом, толчком для развития этого уникального явления. Не случайно поэтому наиболее мощный слой городского анекдота советского времени был политическим. И, конечно же, главным производителем, анонимным автором массового городского анекдота, в том числе и политического, была интеллигенция.

Впрочем, без всенародного интереса к опасному жанру анекдот не приобрел бы столь массовой популярности. Популяризация и развитие анекдота стимулировались и «снизу», от традиционной народной культуры. Это и есть второй источник современного анекдота как жанра городского фольклора. В традиционном русском фольклоре нет прямого аналога классического анекдота, но, несомненно, есть его жанровые и содержательные предшественники. Это бытовая сказка с ее типовыми композиционными моделями, характерными персонажами и сатирическими мотивами, бывальщина — устный рассказ о достоверных событиях из опыта говорящего, но интересный многим.

Что такое анекдот? История и значение слова

Если всем жителям стран СНГ задать вопрос о том, что такое анекдот, то практически каждый вам ответит, что это смешная история с неожиданной концовкой. Но знают ли они, каков первоначальный смысл этого слова? Или из какого языка оно было заимствовано? Думаем, что нет. Честно говоря, мы тоже долгое время ничего об этом не знали и лишь недавно в полной мере ознакомились с данной темой. В этой статье мы поделимся с вами интересной информацией об истории анекдота, а также его жанрах и видах. Уверяем, что после прочтения данной публикации вы по-настоящему узнаете, что такое анекдот!

История слова

Смысл и значение анекдота — это действительно очень интересная тема, которой мы обязательно уделим внимание в следующих разделах. Но прежде чем мы к ней приступим, необходимо ознакомиться с происхождением слова «анекдот». Кого-то это может удивить, но «анекдот» — это не исконно русское слово. На самом деле, оно было заимствовано нами из французского языка (anecdote), а французы, в свою очередь, позаимствовали его из греческого, где ἀνέκδοτоν переводится как «неизданное».

Первоначальный смысл

Изначально французы называли анекдотами не какие-либо забавные юморески, а короткие истории из жизни той или иной исторической личности. Первым анекдотом такого типа является произведение Прокопия Кесарийского «Тайная история». Позднее анекдотами стали именовать небольшие истории шутливого характера, как правило, на политическую тематику. Особую популярность они получили в Западной Европе в эпоху Ренессанса (тогда такого рода рассказы были известны под названием фаблио и фацеции). На территории России анекдот стал популярен во второй половине XVIII столетия. Начиная со второй половины XIX века под анекдотами стали подразумевать смешные истории на самую разнообразную тематику.

Первое появление

Ответить на вопрос о том, что такое анекдот и в чем его смысл, очень легко, а вот попытаться понять, когда впервые появилась анекдотическая история с юмористическим оттенком — задача не из легких. Что там, даже опытные специалисты не могут дать точный ответ на этот вопрос. Проблема заключается в том, что подобного рода юморески относятся к устному народному творчеству, а потому нет ничего удивительного в том, что сейчас осталось так мало анекдотов из древности.

Форма анекдота

Со значением слова «анекдот» уже разобрались, теперь следует рассказать о его формах и видах. Вся прелесть анекдота состоит в том, что он не скован рамками какого-либо литературного жанра. Анекдот может быть выполнен в виде маленького рассказа, стихотворения или небольшой фразы. Кроме того, такого рода истории могут существовать даже в виде романа. К примеру, произведение писателя Владимира Войновича «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» относится к жанру роман-анекдот. Форма анекдота играет второстепенную роль. Его главная цель заключается в том, чтобы вызвать смех и положительные эмоции у реципиента.

Анекдоты, популярные на территории стран СНГ

Вы уже знаете, что такое анекдот и какие его формы существуют. Теперь пришло время поговорить о тематике этих историй, которые имеют наибольшую популярность в России и странах ближнего зарубежья:

  1. Анекдоты про Вовочку. В качестве действующего лица выступает школьник по имени Вовочка, который все время попадает в нелепые и комичные ситуации.
  2. Анекдоты про мужа и любовника. Все анекдоты такого типа завязаны вокруг одной ситуации: супруг возвращается из командировки и находит свою жену вместе с любовником.
  3. Анекдоты с персонажами детской литературы и советской мультипликации. Главными действующими лицами зачастую выступают такие герои, как Винни Пух, Пятачок, Ослик Иа, крокодил Гена и Чебурашка.
  4. Анекдоты о блондинках. Основным костяком такого рода историй являются стереотипы о глупости женщин со светлым цветом волос.
  5. Анекдоты про студентов. Основные темы таких юморесок — сессия, зачеты и бедная жизнь в общежитии.
  6. Анекдоты о «новых русских». Особую популярность они получили в 90-х годах, когда в обиходе было понятие «новый русский» (богатый человек, сколотивший большое состояние преступным путем).
  7. Анекдоты про чукч. Юмористическая составляющая в них основана на игре слов и их неправильном произношении.
  8. Политические анекдоты. Главными героями таких историй становятся реальные политические личности прошлого и современности.
  9. Исторические анекдоты. Это истории о разных известных исторических фигурах и эпохах (иногда пересекаются с предыдущей темой).
  10. Анекдоты о национальностях. Как и в случае с юморесками про блондинок, здесь основой для шуток являются сложившиеся в народе стереотипы (в данном случае стереотипы о других нациях). К ним относятся анекдоты об армянах, грузинах, евреях и многих других.

Теперь вы знаете истинное определение слова «анекдот», его формы, виды и тематики. Надеемся, что представленная в статье информация была вам полезна, и вы узнали для себя много чего интересного.